Теплоперестройка. Зачем теплоэнергетике нужны реформа и новый закон
Поделиться материалом
Опубликовано: 03 февраля 2017

07:12, 1 февраля 2017

Законопроект, реформирующий сферу теплоснабжения в России, одобрен Госдумой в первом чтении. Второе чтение ожидается в феврале. Если документ утвердят, тарифы будут рассчитываться по другому принципу, а отрасль станет более привлекательной для инвесторов — по крайней мере, на это надеется Минэнерго. По мнению экспертов, для заметного улучшения ситуации нужны более радикальные изменения, но даже этот законопроект поможет — теплоэнергетика находится в глубоком кризисе.

Изношенность и неэффективность

26 января на Пензенской ТЭЦ-1 рухнула кровля. Погиб человек, тепломагистрали города прорвало в четырех местах, и без отопления в двадцатиградусный мороз остались более 400 домов — 75 тысяч человек. Устранить последствия аварии оказалось не так просто — теплоснабжение не восстановили полностью даже к 30 января. В городе ввели режим ЧС.

По данным Минэнерго, количество аварий только на магистральных сетях в последние годы выросло на 45 процентов. Инфраструктура централизованного теплоснабжения в городах России была выстроена еще в советские времена и сегодня нуждается в перестройке по всем направлениям, говорят эксперты.

«Не ремонтируются бесхозные тепловые сети. Уровень потерь в теплосетях достигает 20-30 процентов — это в четыре раза выше, чем в Европе. Почти 70 процентов теплосетей работает с превышением нормативного срока службы», — перечисляет проблемы отрасли директор ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов.

«Более половины оборудования и тепловых сетей требуют обновления, из года в год объем теплотрасс, отработавших срок эксплуатации, лишь растет, так как средств, предусмотренных в тарифе на их замену, недостаточно даже для нормативных объемов перекладки», — говорит «Ленте.ру» директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании (СГК) Екатерина Косогова. Как следствие — все больше сообщений о прорывах на тепловых сетях, нарушениях теплоснабжения, других ЧП.

«Аварий в теплоснабжении все больше, отрасль катастрофически недоинвестирована, мы уверенно движемся к финальной стадии технологической деградации систем теплоснабжения — с разной скоростью в разных городах за очень редкими исключениями», — считает Парвиз Абдушукуров, заместитель генерального директора по операционной деятельности — главный инженер ОАО «Фортум», вице-президент по тепловому бизнесу.

 

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Машинист у щита управления котлами ТЭЦ-1 города Владивостока, которая переведена на потребление сахалинского природного газа.

______________________________________________________________________________________________________________________________

«Мы опаздываем на десять лет»

Для восстановления эффективного централизованного теплоснабжения необходимы инвестиции. «Только на один миллионный город нужно примерно 30 миллиардов рублей на пять-семь лет инвестиционного цикла», — подчеркивает Игорь Миронов из «Совета производителей энергии». Но бизнес не спешит вкладываться в отрасль — работа в ней зачастую убыточна, инвесторам она неинтересна в силу отсутствия законодательных механизмов окупаемости, поясняют в СГК.

Текущая система регулирования тарифов, исходящая из затрат производителей (так называемый метод «затраты плюс»), крайне неэффективна, говорят эксперты. «Этот метод сдерживает рост тарифов на тепло и не позволяет проводить обновление оборудования», — указывает Миронов.

В итоге увеличивается разрыв между экономически обоснованным тарифом и платежом гражданина, добавляет Екатерина Косогова, и эту разницу взваливают на себя ресурсоснабжающие компании, а также бюджеты городов. «Получается, что из-за популизма властей меньше экономически обоснованного тарифа платят все жители региона, хотя многие граждане с высоким доходом вполне способны платить 100 процентов за отопление. Необходимо размазанные на всех суммы дотаций направить только действительно нуждающимся, отрасль приобретет дополнительный источник дохода, а помощь каждой нуждающейся семье станет действительно существенной», — говорит представитель СГК.

В отрасли с избытком есть госнадзор, но нет эффективного управления и полностью отсутствуют стимулирующие рыночные механизмы, считает Парвиз Абдушукуров из «Фортума». «Правила игры могут моментально меняться, — сетует он. — Приписываем к достижениям введение долгосрочного тарифа, который дает хоть какой-то горизонт для бизнеса. Но одновременно имеем девять оснований для его пересмотра и перекраивания необходимой валовой выручки под предельные индексы. Предпринимательскую прибыль в 2015 году включили в выручку, сейчас уже рассматриваются проекты по ее исключению».

Серьезное недофинансирование сектора теплоэнергетики, прежде всего из-за накопленных институциональных проблем, ведет и к другой угрозе, предупреждает представитель «Фортума». По данным финотчетности компаний, работающих в тепловом секторе, абсолютно все они убыточны по теплу. «Бизнес начинает сдавать ТЭЦ муниципалитетам. И не потому, что бизнес безответственный. Любой разумный собственник выделяет убыточные активы и продает их, закрывает. И это уже повсеместная реальность», — говорит Абдушукуров.

 

Фото: Зорикто Дагбаев / РИА Новости

Турбинный зал ТЭЦ-1. Город Улан-Удэ.

__________________________________________________________________________________________________________________________

По словам вице-президента «Фортума» по тепловому бизнесу, «начинать реформу теплоснабжения надо было одновременно с реформой электроэнергетики». «Мы опаздываем как минимум на 10 лет», — констатирует он.

Рынок по новой модели

В Минэнерго сформулировали целевую модель рынка тепловой энергии. Предполагаемые изменения зафиксированы в виде поправок к закону «О теплоснабжении».

Речь о методе так называемой «альтернативной котельной». По сути госрегулирование тарифов на тепло прекращается, вместо него устанавливается предельный уровень цены на тепло для конечного потребителя — цена «альтернативной котельной». Для каждого населенного пункта этот показатель рассчитывается отдельно: в зависимости от стоимости строительства здесь условной котельной, уровня ее безубыточной деятельности и возврата инвестиций в строительство. Продавать тепловую энергию можно будет по цене не выше рассчитанного показателя.

В некоторых регионах потребители сейчас платят значительно больше, чем было бы с альткотельной. В этом случае тариф будет заморожен или снижен. Там, где сейчас цена ниже, тарифы вырастут, но не резко: каждый регион сможет установить переходный период сроком до десяти лет.

Кроме того, законопроект предполагает повышение ответственности единой теплоснабжающей организации (ЕТО) за надежность и качество теплоснабжения перед потребителем. Она сможет заключать договоры на поставку тепла с наиболее эффективными источниками, а в случае зафиксированного недоотпуска тепла (перерыва в снабжении или отклонения температуры) — взимать штрафы с поставщиков и выплачивать потребителям соответствующие компенсации.

Госдума рассмотрела законопроект в первом чтении 16 декабря 2016 года. Глава думского комитета по энергетике Павел Завальный говорил, что документ будет доработан и в весеннюю сессию уже может быть принят. Закон может вступить в силу с 2018 года, но не повсеместно, а в пилотных регионах, где новая модель будет вводиться по согласованию с местными властями.

 

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Рабочие обслуживают турбоагрегат №1 ТЭЦ-5 в Новосибирске.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Первый шаг

Эксперты в основном оценивают законопроект положительно. При реализации документа выиграют все участники отрасли, считает директор ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. «Государство — от появления единого ответственного от бизнеса за теплоснабжение в лице ЕТО, которая будет координировать деятельность остальных участников в рамках свободных договорных отношений и нести экономическую ответственность перед государством и потребителями, а также от активизации инвестиционного процесса в важной инфраструктурной отрасли, подстегивающей развитие множества смежных отраслей российской экономики», — поясняет он.

Бизнесу закон даст снижение административного давления, при этом возникнут долгосрочные ценовые сигналы в виде регулирования только конечного тарифа по методу «альткотельной», которое более не связано с издержками конкретных организаций и зависит исключительно от объективных изменений стоимости ресурсов, полагает эксперт. Наконец, потребители оценят предсказуемость цен, упрощенный порядок взаимодействия с инфраструктурой (через ЕТО). «Бизнес заинтересован инвестировать в модернизацию теплоснабжения, так как в новой модели эффективная и качественная работа системы напрямую влияет на уровень доходов ЕТО (чем лучше работа, тем больше доход)», — подытоживает Игорь Миронов.

Парвиз Абдушукуров из ОАО «Фортум» и Екатерина Косогова из СГК напоминают, что законопроект в ходе дискуссий претерпел огромные изменения. Изначально разработчики реформы планировали системные решения с опорой на долгосрочные рыночные правила по всей стране, а не эксперименты в отдельно взятых регионах, отмечает Абдушукуров. Принять законопроект предлагается в сильно усеченном виде по сравнению с тем, как его формулировала сторона потенциальных инвесторов, — но даже так документ «вызывает массу противодействий со стороны ряда региональных властей, популистски настроенных депутатов», говорит эксперт.

Главный экономический принцип новой модели рынка тепла — от подхода «затраты плюс» (индексация накопленной неэффективности во всех сегодняшних методах, выигрывают худшие) к подходу бенчмаркинга с установлением предельной цены — не становится единым для всей отрасли. «В итоге мы не создадим никакого повода для инвестора, государство не получит облегчения и по-прежнему будет тянуть воз проблем, пытаясь решать их путем перекладывания с одной телеги на другую. Потребитель никогда не скажет спасибо за предельную индексацию тарифа на уровне четырех-пяти процентов, потому что в его понимании он заложник тарифа и системы в целом без надежд на улучшение своего положения», — рассказывает Абдушукуров.

С принятием закона в его нынешнем виде для многих регионов, скорее всего, вообще ничего не изменится, полагает Екатерина Косогова. Но там, где начнет действовать новая модель, закон «обеспечит приток инвестиций в теплоснабжение, позволит ответственным игрокам повысить свою эффективность, а неэффективные должны будут уйти с рынка». В конечном счете по словам Косоговой, положительный эффект на себе почувствуют потребители — повысится качество теплоснабжения, рост эффективности позволит сдержать необоснованное увеличение тарифов в дальнейшем. «Но нужно понимать, что это произойдет не сразу, а лишь после того, как будут вложены средства и система начнет работать по-новому», — предупреждают в СГК.
Представитель «Фортума» Парвиз Абдушукуров согласен: законопроект в том виде, в котором его планируют принять, с массой ограничительных механизмов, не приведет к качественным изменениям в отрасли. «И все же как первый шаг на пути реформирования теплоснабжения законопроект принимать надо», — констатирует он.

Анастасия Никифорова

https://lenta.ru/articles/2017/01/31/teploreforma/

 

Поделиться материалом