В ОАО «Бишкектеплосеть» на нескольких насосных станциях установлены высоко-технологичные вертикальные сетевые насосы, оборудованные частотными преобразователями:
1. На насосной станции №1 установлены два вертикальных сетевых насоса марки IFV 200TL производительностью 650м3/час.
2. На насосной станции №2 установлены два вертикальных сетевых насоса марки IFV 200TL производительностью 650м3/час.
3. На насосной станции №5 установлен один вертикальный сетевой насос марки IFV 200TL производительностью 650м3/час с частотным преобразователем.
4. На насосной станции №9 установлен один вертикальный сетевой насос марки IFV 125c TL производительностью 200м3/час.
5. На насосной станции №12 установлен один вертикальный сетевой насос марки IFV 150TL производительностью 360м3/час.
Применение преобразователей частоты на насосных станциях
Классический метод управления подачей насосных установок предполагает дросселирование напорных линий и регулирование количества работающих агрегатов по какому-либо техническому параметру (например, давлению в трубопроводе). Насосные агрегаты в этом случае выбираются исходя из неких расчётных характеристик (как правило, с запасом по производительности) и постоянно функционируют с постоянной частотой вращения, без учета изменяющихся расходов, вызванных переменным водопотреблением. При минимальном расходе насосы продолжают работу с постоянной частотой вращения, создавая избыточное давление в сети (причина аварий), при этом бесполезно расходуется значительное количество электроэнергии. Так, к примеру, происходит в ночное время суток, когда потребление воды резко падает. Основной эффект достигается не за счет экономии электроэнергии, а благодаря существенному уменьшению расходов на ремонт сетей.
Появление регулируемого электропривода позволило поддерживать постоянное давление непосредственно у потребителя. Частотное регулирование скорости вращения вала асинхронного двигателя осуществляется с помощью электронного устройства, которое принято называть частотным преобразователем. Вышеуказанный эффект достигается путём изменения частоты и амплитуды трёхфазного напряжения, поступающего на электродвигатель. Таким образом, меняя параметры питающего напряжения (частотное управление), можно делать скорость вращения двигателя как ниже, так и выше номинальной. Во второй зоне (частота выше номинальной) максимальный момент на валу обратно пропорционален скорости вращения.
Метод преобразования частоты основывается на следующем принципе. Как правило, частота промышленной сети составляет 50 Гц. Для примера возьмём насос с обычным электро-двигателем. С учетом скольжения скорость вращения двигателя составляет 1450/2800 (зависит от количества полюсов) оборотов в минуту и даёт на выходе насосного агрегата номинальный напор и производительность (так как это его номинальные параметры, согласно паспорту). Если с помощью частотного преобразователя понизить частоту и амплитуду подаваемого на него переменного напряжения, то соответственно понизятся скорость вращения двигателя, и, следовательно, изменится напор и производительность насосного агрегата. Информация о давлении в сети поступает в блок частотного преобразователя от специального датчика давления, установленного у потребителя, на основании этих данных преобразователь соответствующим образом меняет частоту, подаваемую на двигатель.
2. Снизить расход воды, за счёт сокращения утечек при превышении давления в магистрали, когда расход водопотребления в действительности мал (в среднем на 5 %);
3. Уменьшить расходы (основной экономический эффект) на профилактический и капитальный ремонт сооружений и оборудования (всей инфраструктуры подачи воды за счет резкого уменьшения числа аварийных ситуаций, вызванных в частности гидравлическим ударом, который нередко случается в случае использования нерегулируемого электропривода (доказано, что ресурс службы оборудования повышается минимум в 1,5 раза);
4. Увеличить напор выше обычного в случае необходимости;
5. Комплексно автоматизировать систему теплоснабжения, тем самым снижая фонд заработной платы обслуживающего и дежурного персонала, и исключить влияние «человеческого фактора» на работу системы, что тоже немаловажно.
6. Короткая и жесткая конструкция не производит колебаний при вариации скорости.
7. Небольшое количество подверженных износу частей.
8. Очень хорошее механическое уплотнение вала, может быть использован для воды температурой до 150 0С и системного давления в 25 кгс/см2 при продолжительном действии.
9. В связи с бетонным основанием и вибрационными демпферами 95% всех вибраций будет поглощено. Это приводит к более продолжительному сроку эксплуатации подшипников двигателя и уплотнения вала.
10. Прост и легок в обслуживании и содержании.